ЧЕРКАССЫ  ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ ПОРТАЛ ГОРОДА И ОБЛАСТИ   ГЛАВНАЯ         ВХОД          РЕГИСТРАЦИЯ        КАРТА САЙТА   
Шахматы: правила, обучение, тренажеры
В этом разделе представлены материалы из разных источников на тему Шахматы для начинающих и любителей.
Информация подобрана таким образом, чтобы каждый желающий научиться играть в шахматы или усовершенствовать свои навыки мог выбрать наиболее удобный для него вариант обучения.
Приведены правила игры в шахматы, популярные книги и шахматные задачи, а также увлекательные интерактивные тренажеры.
Правила игры

 

Статья 1. Сущность и цели игры в шахматы


1.1. Шахматную партию играют два партнера, которые поочередно передвигают фигуры на квадратной доске, называемой "шахматной доской". Игрок, имеющий белые фигуры, начинает партию. Считается, что за игроком очередь хода, когда сделан ход его партнера.
 
1.2. Целью каждого игрока является поставить короля партнера "под удар" таким образом, чтобы партнер не имел возможного хода, который позволил бы избежать "взятия" короля на следующем ходу. Считается, что игрок, который достиг этой цели, "поставил мат" королю партнера и выиграл партию. Партнер, королю которого поставлен мат, проиграл партию.
 
1.3. Если позиция такова, что ни один из игроков не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

Статья 2. Начальная позиция фигур на шахматной доске


2.1. Шахматная доска состоит из 64-х (сетка 8х8) равных квадратов, попеременно светлых ("белые" поля) и темных ("черные" поля).
Шахматная доска располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.
 
2.2. В начале игры один игрок имеет 16 фигур светлого цвета ("белые" фигуры), другой - 16 фигур темного цвета ("черные" фигуры). Эти фигуры, обычно обозначаемые соответствующими символами, следующие:

Белый король Черный король
Белый ферзь Черный ферзь
Две белые ладьи Две черные ладьи
Два белых слона Два черных слона
Два белых коня Два черных коня
Восемь белых пешек Восемь черных пешек

2.3. Начальная позиция фигур на шахматной доске следующая:


 

2.4. Восемь вертикальных рядов полей называются "вертикалями".
Восемь горизонтальных рядов полей называются "горизонталями". Прямой ряд полей одинакового цвета, касающихся друг друга углами, называется "диагональю".

Статья 3. Ходы фигур


3.1. Не разрешается ходить фигурой на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура ходит на поле, занятое фигурой партнера, последняя берется и снимается с шахматной доски, что является частью того же самого хода. Считается, что фигура нападает на фигуру партнера, если фигура может совершить взятие на этом поле в соответствии со статьями 3.2-3.8.
 
3.2. Слон может пойти на любое поле по диагонали, на которой он стоит.


 

3.3. Ладья может пойти на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.


 

3.4. Ферзь может пойти на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.


 

3.5. При выполнении этих ходов слон, ладья или ферзь не могут передвигаться через какие-либо стоящие на их пути фигуры.
 
3.6. Конь может пойти на одно из полей, ближайших к тому, на котором он стоит, но не на той же самой горизонтали, вертикали или диагонали.


 

3.7.

  1. Пешка может пойти вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или
  2. своим первым ходом пешка может пойти как указано в предыдущем пункте; кроме того, она может продвинуться вперед на два поля по той же вертикали при условии, что оба поля свободны, или
  3. пешка может пойти на поле, занятое фигурой партнера, которая находится по диагонали перед ней на соседней вертикали, при этом пешка берет эту фигуру.
     
  4. пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, которая одним ходом продвинулась со своей начальной позиции на два поля, может взять эту пешку партнера, как будто последняя была продвинута только на одно поле. Это взятие может быть осуществлено только на ходу, следующим за этим продвижением, и называется взятием "на проходе".
  5. Когда пешка достигает самой дальней от ее начальной позиции горизонтали, она должна быть заменена (и это является частью того же хода) на ферзя, ладью, слона или коня того же цвета. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были взяты ранее. Такая замена пешки на другую фигуру называется "превращением", и действие новой фигуры начинается сразу же.

3.8.
 
(а) Имеются два различных способа передвижения короля, посредством:

  1. передвижения на любое соседнее поле, которое не атаковано одной или несколькими фигурами партнера;
     

    Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже если такие фигуры сами не могут ходить.
     
    или
  2. "рокировки". Это ход короля и одной из ладей того же цвета на одной и той же горизонтали, считающийся как единственный ход короля и выполняемый следующим образом: король перемещается со своего начального места на два поля по направлению к ладье, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек.

Перед рокировкой белых на королевский фланг.
Перед рокировкой черных на ферзевый фланг.
 
После рокировки белых на королевский фланг.
После рокировки черных на ферзевый фланг.
 
Перед рокировкой черных на королевский фланг.
Перед рокировкой белых на ферзевый фланг.
 
После рокировки белых на ферзевый фланг.
После рокировки черных на королевский фланг.
 

1) Рокировка невозможна:

  1. если король уже ходил, или
  2. с ладьей, которая уже ходила.

2) Рокировка временно невозможна:

  1. если поле, на котором король стоит, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной или несколькими фигурами партнера;
  2. если между королем и ладьей, с которой намереваются рокировать, находится какая-либо фигура.

(b) Считается, что король находится "под шахом", если он атакован одной или несколькими фигурами партнера, даже если такие фигуры сами не могут ходить.
Объявление шаха не обязательно.
 
3.9. Ни одной фигурой нельзя ходить так, чтобы ставить своего короля под шах или оставлять своего короля под шахом.

Статья 4. Выполнение ходов


4.1. Каждый ход должен выполняться только одной рукой.
 
4.2. Предупредив заранее о своем намерении (например, сказав "поправляю". В оригинале "j'adoube" - по-французски и "I adjust" по-английски.), игрок при своем ходе может поправить рсположение одной или нескольких фигур на их полях.
 
4.3. За исключением предусмотренного Статьей 4.2 случая, если игрок при своем ходе намеренно касается на шахматной доске

  1. одной или нескольких своих фигур, он должен пойти первой тронутой фигурой, ход которой возможен; или
  2. одной или нескольких фигур партнера, он должен взять первую тронутую фигуру, взятие которой возможно;
  3. одной фигуры каждого цвета, он должен взять фигуру партнера своей фигурой или, если это невозможно, пойти фигурой или взять фигуру, которой коснулся первой и ход или взятие которой возможны. Если неясно, фигура ли игрока или его партнера была тронута первой, надо считать, что своей фигуры игрок коснулся раньше, чем фигуры партнера.

4.4.

  1. Если игрок намеренно касается своего короля и ладьи, он должен рокировать в эту сторону, если это возможно.
  2. Если игрок намеренно касается ладьи, а затем своего короля, он не может рокировать в эту сторону на этом ходу, и к данной ситуации применяется Статья 4.3.а.
  3. Если игрок, намереваясь рокировать, касается короля или короля и ладьи одновременно, а рокировка в эту сторону невозможна, игрок должен сделать другой возможный ход королем, в том числе - рокировку в иную сторону. Если король не имеет возможного хода, игрок может сделать любой возможный ход.

4.5. Если ни одна из тронутых фигур не может пойти или быть взята, игроку разрешается сделать любой возможный ход.
 
4.6. Игрок теряет свое право заявить о нарушении его партнером Статей 4.3 или 4.4, как только он сам намеренно касается фигуры.
 
4.7. Когда в качестве возможного хода или части возможного хода фигуру поставили на поле и отпустили от нее руку, она не может затем быть передвинута на другое поле. Считается, что ход сделан, когда выполнены все необходимые требования Статьи 3.

Статья 5. Завершение игры


5.1.

  1. Партия выигрывается игроком, который поставил мат королю партнера. Это сразу заканчивает игру, при условии, что ход, создающий позицию, где поставлен мат, был возможным ходом.
  2. Партия выигрывается игроком, партнер которого заявляет, что он сдается. Это сразу заканчивает игру.

5.2.

  1. Партия заканчивается вничью, когда игрок, который должен ходить, не имеет возможного хода и его король не находится под шахом. Считается, что партия закончилась "патом". Это сразу заканчивает игру, при условии, что ход, создающий позицию, где поставлен пат, был возможным ходом.
  2. Партия заканчивается вничью, когда возникает позиция, в которой ни один из игроков не может поставить мат королю партнера любой серией возможных ходов. Считается, что партия пришла к "мертвой позиции". Это сразу заканчивает игру, при условии, что ход, создающий эту позицию, был возможным.
  3. Партия заканчивается вничью по соглашению между двумя партнерами во время игры. Это сразу заканчивает игру.
  4. Партия может закончиться вничью, если какая-нибудь одинаковая позиция может возникнуть или возникла на шахматной доске, по крайней мере, три раза.
  5. Партия может закончиться вничью, если каждый игрок сделал последние 50 последовательных ходов без продвижения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры.

Шахматные часы


  1. Термин «Шахматные часы» означает часы с двумя циферблатами, соединенными друг с другом так, что только один из них может работать в данный момент. Термин «Часы» в Правилах Шахмат означает показание времени на одном из двух циферблатов. Термин «Падение флажка» означает истечение времени, отведенного на обдумывание ходов, игроку.
  2. При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать минимальное установленное число ходов или все ходы в заданный период времени; и/или при использовании электронных часов может быть добавлено определенное дополнительное время после каждого хода. Все это должно быть определено заранее.
  3. Время, накопленное игроком в одном периоде игры, добавляется к его времени на следующий период, кроме случая, когда устанавливается время на каждый ход. Когда оба игрока получают на обдумывание определенное основное время, а также фиксированное дополнительное время на каждый ход, обратный отсчет основного времени начинается только после того, как истекает фиксированное время. Если игрок переключает свои часы до истечения этого фиксированного добавочного времени, то его основное время не изменяется, независимо от количества использованного добавочного времени.
  4. В установленное время начала партии, пускаются часы игрока, который имеет белые фигуры.
  5. Если ни один из игроков не присутствует в начале, то у игрока, имеющего белые фигуры, вычитается все время, прошедшее до его прибытия, если иное не определено правилами соревнования или не решено арбитром.
  6. Любой игрок, прибывающий на игру более чем на один час после предусмотренного расписанием начала тура проигрывает партию, если иное не определено правилами соревнования или не решено арбитром.
  7. В ходе партии игрок, сделав свой ход на доске, должен остановить свои часы и пустить часы партнера. Игрок должен всегда иметь возможность остановить свои часы. Его ход не считается завершенным, пока он не выполнил эти требования, кроме хода, заканчивающего игру. Время между выполнением игроком хода на шахматной доске, остановкой собственных часов и запуском часов противника, расценивается как часть времени отведенного игроку.

Учет результатов


Если заранее не установлено иначе, игрок, который выиграл партию, или выиграл в результате какого-то нарушения партнера, получает одно очко (1), игрок, который проиграл, получает ноль очков (0), а игрок, сыгравший вничью, получает пол-очка (½).

Ротатор баннеров 468x60

Баннеров в ротаторе: 0   Смотреть все   Добавить баннер
 

 
Добавить баннер

Добавить баннер       Партнерка для Вашего сайта



Ротатор баннеров 88x31

Баннеров в ротаторе: 0   Смотреть все   Добавить баннер