ЧЕРКАССЫ  ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ ПОРТАЛ ГОРОДА И ОБЛАСТИ   ГЛАВНАЯ         ВХОД          РЕГИСТРАЦИЯ        КАРТА САЙТА   
Энциклопедии и справочники

Физическая энциклопедия
ДОННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ

ДОННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
       
часть аэродинамического сопротивления, обусловленная понижением ср. давления рд на донной торцевой поверхности летящего тела по сравнению с давлением в атмосфере р? на высоте полёта. Обтекающий летящее тело наружный поток интенсивно перемешивается с воздухом, находящимся в застойной зоне за дном тела, увлекая и отсасывая часть воздуха из застойной зоны. Т. к. новые порции воздуха в застойную зону не поступают, в ней возникает разрежение (PД нормальное оси тела), действующей против направления скорости тела. Возникновение Д. с. объясняется необратимым превращением части кинетич. энергии тела в теплоту при образовании за дном тела вихрей, а в сверхзвук. потоке — и хвостовых ударных волн. Отсасывающее действие наружного потока зависит от толщины пограничного слоя на боковой поверхности тела перед донным срезом, от формы головной и гл. обр. кормовой части тела, от скорости полёта и (в меньшей мере) от угла атаки.
Д. с. артиллерийских снарядов, корпусов ракет, фюзеляжей самолётов, спускаемых в атмосфере космич. летат. аппаратов и боевых частей ракет может составлять значит. часть полного аэродинамич. сопротивления. Струи, вытекающие из сопел двигат. установок ракет, усиливают отсасывание воздуха за дном ракеты и увеличивают Д. с. Теор. предельная величина Д. с. (максимальная) отвечает возникновению полного вакуума на дне тела (рд=0).
Безразмерный коэфф. Д. с. Сxд=xд/q?S, где q?=po?v2?/2, po — плотность атмосферы на высоте полёта, v? — скорость тела, S — площадь его миделееого сечения, зависит от подобия критериев — Маха числа и Рейнольдса числа.

Физический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1983.

ДОННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ

- часть аэродинамического сопротивления, обусловленная понижением среднего давления р Д на донной торцевой поверхности летящего тела по сравнению с давлением в атмосфере р:, господствующим на высоте полёта. Разрежение, возникающее на донной поверхности (р д:), приводит к появлению силы Д. с. X д= (p: -p Д)S Д, действующей против направления скорости тела (S Д - площадь проекции донной поверхности на направление, нормальное к оси тела).Возникновение Д. с. объясняется необратимым превращением части кинетич. энергии тела в теплоту при образовании за дном тела отрывного течения и вихрей, а в сверхзвуковом потоке - ещё и хвостовых ударных волн. Обтекающий летящее тело наружный поток, оторвавшись от поверхности тела, интенсивно перемешивается с воздухом, находящимся в застойной зоне за дном тела, увлекая и отсасывая часть воздуха из застойной зоны, и в ней возникает разрежение (рис.). Отсасывающее действие наружного потока зависит от толщины пограничного слоя на боковой поверхности тела перед его донным срезом: чем толще пограничный слой, тем слабее отсасывание, тем выше р Д и тем меньше Д. с. Донное давление р Д , и, следовательно, величина Д. с. зависят также от формы головной и гл. обр. кормовой частей тела, от скорости полёта и (в меньшей степени) от угла атаки.

005_024-39.jpg
Схема течения в донной области ракеты при сверхзвуковой скорости полёта на малой высоте. 1 - корпус ракеты: 2 - сопло двигателя; 3 - пограничный слой на корпусе; 4- слой смешения с внешним потоком, отсасывание; 5 - слой смешения со струей, отсасывание; 6 - циркуляционное течение (вихри); 7- головная ударная волна; 8 - хвостовая ударная волна; 9 - след за телом. <Д. с. артиллерийских снарядов, корпусов ракет, фюзеляжей самолётов, спускаемых в атмосфере космич. летат. аппаратов и боевых частей ракет может составлять значит. часть полного аэродинамич. сопротивления, достигающую 70% его при трансзвуковых скоростях полёта хорошо обтекаемых тел. При расположении на дне тела или вблизи донного среза сопел двигательных установок ракет струи, вытекающие из сопел, усиливают отсасывание воздуха и Д. с. возрастает. Теоретич. предельная величина Д. с. (максимальная) отвечает возникновению полного вакуума на дне тела (р д=0).На большой высоте полёта струи двигателей, сильно расширяясь, взаимодействуют с внеш. потоком вблизи днища, образуется возвратное течение в сторону днища ракеты и донное давление повышается, поэтому на большой высоте Д. с. уменьшается и может даже стать отрицательным (при р Д: ).Безразмерный коэф. Д. с. с c д д/q:S, где q: =r:v2:/2, r: - плотность атмосферы на высоте полета, v: - скорость тела, S - площадь его миделевогосечения, зависит от подобия критериев - Маха числа М и Рейнолъдса числа Re. Наряду с широким применением эксперим. методов определения Д. с. успешно развиваются расчётно-теоретич. модели течения в донной области, основанные на решении полных Навье - Стокса уравнений. Разработаны эффективные численные методы расчёта на ЭВМ течений в донной области разл. тел, пригодные в нек-ром ограниченном диапазоне изменения М и Re. Лит.: Краснов Н. Ф., Аэродинамика тел вращения, 2 изд., М., 1964. С. Л. Вишневецкий.

Физическая энциклопедия. В 5-ти томах. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1988.



Наверх

Ротатор баннеров 468x60

Баннеров в ротаторе: 0   Смотреть все   Добавить баннер
 

 
Добавить баннер

Добавить баннер       Партнерка для Вашего сайта



Ротатор баннеров 88x31

Баннеров в ротаторе: 0   Смотреть все   Добавить баннер