Физическая энциклопедия ДОННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
ДОННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
часть аэродинамического сопротивления, обусловленная понижением ср. давления рд на донной торцевой поверхности летящего тела по сравнению с давлением в атмосфере р? на высоте полёта. Обтекающий летящее тело наружный поток интенсивно перемешивается с воздухом, находящимся в застойной зоне за дном тела, увлекая и отсасывая часть воздуха из застойной зоны. Т. к. новые порции воздуха в застойную зону не поступают, в ней возникает разрежение (PД нормальное оси тела), действующей против направления скорости тела. Возникновение Д. с. объясняется необратимым превращением части кинетич. энергии тела в теплоту при образовании за дном тела вихрей, а в сверхзвук. потоке — и хвостовых ударных волн. Отсасывающее действие наружного потока зависит от толщины пограничного слоя на боковой поверхности тела перед донным срезом, от формы головной и гл. обр. кормовой части тела, от скорости полёта и (в меньшей мере) от угла атаки. Д. с. артиллерийских снарядов, корпусов ракет, фюзеляжей самолётов, спускаемых в атмосфере космич. летат. аппаратов и боевых частей ракет может составлять значит. часть полного аэродинамич. сопротивления. Струи, вытекающие из сопел двигат. установок ракет, усиливают отсасывание воздуха за дном ракеты и увеличивают Д. с. Теор. предельная величина Д. с. (максимальная) отвечает возникновению полного вакуума на дне тела (рд=0). Безразмерный коэфф. Д. с. Сxд=xд/q?S, где q?=po?v2?/2, po — плотность атмосферы на высоте полёта, v? — скорость тела, S — площадь его миделееого сечения, зависит от подобия критериев — Маха числа и Рейнольдса числа.
Физический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1983.
ДОННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
- часть аэродинамического сопротивления, обусловленная понижением среднего давления р Д на донной торцевой поверхности летящего тела по сравнению с давлением в атмосфере р:, господствующим на высоте полёта. Разрежение, возникающее на донной поверхности (р д<р :), приводит к появлению силы Д. с. X д= (p: -p Д)S Д, действующей против направления скорости тела (S Д - площадь проекции донной поверхности на направление, нормальное к оси тела).Возникновение Д. с. объясняется необратимым превращением части кинетич. энергии тела в теплоту при образовании за дном тела отрывного течения и вихрей, а в сверхзвуковом потоке - ещё и хвостовых ударных волн. Обтекающий летящее тело наружный поток, оторвавшись от поверхности тела, интенсивно перемешивается с воздухом, находящимся в застойной зоне за дном тела, увлекая и отсасывая часть воздуха из застойной зоны, и в ней возникает разрежение (рис.). Отсасывающее действие наружного потока зависит от толщины пограничного слоя на боковой поверхности тела перед его донным срезом: чем толще пограничный слой, тем слабее отсасывание, тем выше р Д и тем меньше Д. с. Донное давление р Д , и, следовательно, величина Д. с. зависят также от формы головной и гл. обр. кормовой частей тела, от скорости полёта и (в меньшей степени) от угла атаки.
Физическая энциклопедия. В 5-ти томах. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1988. Оригинал статьи 'ДОННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ' на сайте Словари и Энциклопедии на Академике Турнавигатор |