8. Регулирование дорожного движения
8.1. Регулирование дорожного движения осуществляется при
помощи дорожных знаков, дорожной разметки, дорожного оборудования, светофоров, а
также регулировщиками.
8.2. Дорожные знаки могут быть постоянными, временными
и со сменной информацией. Временные дорожные знаки размещаются на
переносных устройствах или дорожном оборудовании либо закрепляются на
щите с фоном желтого цвета и имеют преимущество перед постоянными дорожными
знаками и дорожной разметкой.
8.3. Сигналы регулировщика имеют преимущество перед
сигналами светофоров и требованиями дорожных знаков приоритета и являются
обязательными для выполнения.
Сигналы светофоров, кроме желтого мигающего,
имеют преимущество перед дорожными знаками приоритета.
Водители и пешеходы
должны выполнять дополнительные требования регулировщика, даже если они
противоречат сигналам светофоров, требованиям дорожных знаков и
разметки.
8.4.Дорожные
знаки делятся на группы:
-
а) предупреждающие знаки. Информируют водителей о
приближении к опасному участку дороги и характере опасности. Во время
движения по этому участку необходимо принять меры для безопасного
проезда;
-
б) знаки приоритета. Устанавливают очередность проезда
перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги;
-
в) запрещающие знаки. Вводят или отменяют
определенные ограничения в движении;
-
г) предписывающие знаки. Показывают обязательные
направления движения или разрешают некоторым категориям участников
движение по проезжей части или отдельным ее участкам, а также вводят или
отменяют некоторые ограничения;
-
гг) информационно-указательные знаки. Вводят или отменяют
определенный режим движения, а также информируют участников дорожного
движения о расположении населенных пунктов, различных объектов, территорий,
где действуют специальные правила;
-
д) знаки сервиса. Информируют участников дорожного
движения о расположении объектов обслуживания;
-
е) таблички к дорожным знакам. Уточняют или
ограничивают действие знаков, вместе с которыми они установлены.
8.5. Дорожная разметка (Дорожная
разметка) делится на горизонтальную и вертикальную и
используется отдельно либо совместно с дорожными знаками, требования которых она
подчеркивает или уточняет.
8.5.1. Горизонтальная дорожная разметка устанавливает
определенный режим и порядок движения. Наносится на проезжей части или по
верху бордюра в виде линий, стрелок, надписей, символов и т. п. краской либо
иными материалами соответствующего цвета согласно пункту 1 раздела 34 настоящих Правил.
8.5.2. Вертикальная разметка в виде полос белого и
черного цвета на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог
предназначена для зрительного ориентирования.
8.6. Дорожное оборудование применяется как
вспомогательное средство регулирования дорожного движения.
К нему
относятся:
-
а) ограждения и световое сигнальное оборудование в
местах строительства, реконструкции и ремонта дорог;
-
б) предупреждающие световые круглые тумбы, устанавливаемые
на разделительных полосах или островках безопасности;
-
в) направляющие столбики, предназначенные для обеспечения
видимости внешнего края обочин и опасных препятствий в условиях недостаточной
видимости. Обозначаются вертикальной разметкой и должны быть оборудованы
световозвращателями: справа - красного цвета, слева - белого;Для обеспечения
видимости внешнего края проезжей части в темное время суток на
направляющих столбиках устанавливаются световозвращатели: справа —
красный, слева— белый.
-
г) выпуклые зеркала для расширения обзорности водителям
транспортных средств, проезжающих перекресток или другое опасное место с
недостаточной обзорностью;
-
гг) дорожные ограждения на мостах, путепроводах,
эстакадах, насыпях и других опасных участках дорог;
-
д) пешеходные ограждения в опасных для перехода
проезжей части местах;
-
е) вставки разметочные дорожные для улучшения
зрительного ориентирования водителей на проезжей части;
-
ее) устройства принудительного снижения скорости
транспортных средств;
-
ж) шумовые полосы для повышения внимания участников
дорожного движения на опасных участках дорог.
8.7. Светофоры
предназначены для регулирования движения транспортных средств и
пешеходов, имеют световые сигналы зеленого, желтого, красного и
бело-лунного цветов, расположенные вертикально либо горизонтально. Сигналы
светофора могут быть с нанесенной сплошной или контурной стрелкой
(стрелками), с силуэтом пешехода, Х-образные.
На уровне красного сигнала светофора с вертикальным расположением
сигналов может устанавливаться табличка белого цвета с нанесенной на ней
стрелкой зеленого цвета.
8.7.1. В светофорах с вертикальным расположением
сигналов
сигнал красного цвета — сверху, зеленого — снизу, а с
горизонтальным:
красного — слева, зеленого — справа.
8.7.2. Светофоры с вертикальным расположением сигналов
могут иметь одну или две дополнительных секции с сигналами в виде зеленой
стрелки (стрелок), расположенные на уровне сигнала зеленого цвета.
8.7.3. Сигналы светофора имеют следующие значения:
-
а) зеленый — разрешает движение;
-
б) зеленый в виде стрелки (стрелок) на черном фоне —
разрешает движение в указанном направлении (направлениях). Такое же
значение имеет сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной секции
светофора.
Сигнал в виде стрелки, разрешающий поворот налево, разрешает и разворот,
если он не запрещен дорожными знаками.
Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной
(дополнительных) секции, включенный вместе с зеленым сигналом светофора,
информирует водителя о том, что он имеет преимущество в указанном
стрелкой (стрелками) направлении (направлениях) движения перед
транспортными средствами, движущимися с других направлений;
-
в) зеленый мигающий — разрешает движение, но информирует о
том, что вскоре будет включен сигнал, запрещающий движение.
Для информирования водителей о времени (в секундах), оставшемся до
конца горения сигнала зеленого цвета, могут применяться цифровые
табло;
-
г) черная контурная стрелка (стрелки), нанесенная на
основной зеленый сигнал, информирует водителей о наличии дополнительной
секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем
сигнал дополнительной секции;
-
гг) желтый - запрещает движение и предупреждает о
предстоящей смене сигналов;
-
д) желтый мигающий сигнал либо два желтых мигающих
сигнала разрешают движение и информируют о наличии опасного
нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода;
-
е) красный сигнал, в том числе мигающий, или два красных
мигающих сигнала запрещают движение.
Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной
(дополнительных) секции вместе с желтым или красным сигналом светофора
информирует водителя о том, что движение разрешается в указанном
направлении при условии беспрепятственного пропуска транспортных средств,
движущихся с других направлений.
Стрелка зеленого цвета на табличке, установленной на уровне красного
сигнала светофора с вертикальным расположением сигналов, разрешает
движение в указанном направлении при включенном красном сигнале светофора
с крайней правой (левой) полосы движения при условии предоставления
преимущества в движении другим его участникам;
-
ее) сочетание красного и желтого сигналов запрещает
движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала;
-
ж) черные контурные стрелки на красном и желтом
сигналах не изменяют значения этих сигналов и информируют о разрешенных
направлениях движения при зеленом сигнале;
-
з) выключенный сигнал дополнительной секции запрещает
движение в направлении, указанном ее стрелкой (стрелками).
8.7.4. Для регулирования движения транспортных средств на
улицах, дорогах или по полосам проезжей части, направление движения на которых
может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным
Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелки, направленной
вниз.
Эти сигналы запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они
расположены.
Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым
сигналом в виде стрелки, наклоненной по диагонали вниз вправо,
включение которого запрещает движение по полосе, обозначенной с
обеих сторон дорожной разметкой
1.9 (см. Дорожная
разметка)
и информирует о смене сигнала реверсивного светофора и необходимости
перестроения на полосу движения справа.
При выключенных сигналах реверсивного светофора, расположенного над
полосой, обозначенной с обеих сторон дорожной разметкой 1.9,
въезд на эту полосу запрещен.
8.7.5. Для
регулирования движения трамваев
могут применяться светофоры с четырьмя сигналами бело-лунного цвета,
расположенными в виде буквы «Т».
Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и
одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение
налево, средний - прямо, правый - направо. Если включены лишь три верхних
сигнала — движение запрещено.
В случае выключения или неисправности трамвайных светофоров водители
трамваев должны руководствоваться требованиями светофоров со световыми
сигналами красного, желтого и зеленого цветов.
8.7.6.
Для регулирования движения на железнодорожных переездах применяются светофоры
с двумя красными сигналами или одним бело-лунным и двумя красными,
имеющими следующие значения:
-
а) мигающие красные сигналы запрещают движение
транспортных средств через переезд;
-
б) мигающий бело-лунный сигнал показывает, что
сигнализация исправна и не запрещает движение транспортных средств.
На железнодорожных переездах одновременно с запрещающим сигналом светофора
может быть включен звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников
дорожного движения о запрещении движения через переезд.
8.7.7.
Если сигнал светофора имеет вид силуэта пешехода,
его действие распространяется только на пешеходов, при этом зеленый
сигнал разрешает движение, красный — запрещает.
Для слепых пешеходов может быть включен звуковой сигнал, разрешающий
движение пешеходов.
8.8. Сигналы регулировщика. Сигналами регулировщика являются
положения его корпуса, а также жесты руками, в том числе с жезлом или
диском с красным световозвращателем, имеющие следующие значения:
-
а) руки вытянуты в стороны, опущены, или правая рука
согнута перед грудью:
с левой и правой стороны — разрешено движение трамвая
прямо, нерельсовым транспортным средствам — прямо и направо; пешеходам
разрешено переходить проезжую часть за спиной и перед грудью
регулировщика;
со стороны груди и спины — движение всех транспортных
средств и пешеходов запрещено;
-
б) правая рука вытянута вперед:
с левой стороны — разрешено движение трамвая налево,
нерельсовым транспортным средствам — во всех направлениях; пешеходам разрешено
переходить проезжую часть за спиной регулировщика;
со стороны груди — всем транспортным средствам
разрешено движение только направо;
с правой стороны и спины — движение всех транспортных
средств запрещено; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за
спиной регулировщика;
-
в) рука поднята вверх:движение всех транспортных средств и
пешеходов запрещено во всех направлениях.
Жезл применяется
только работниками подразделений Госавтоинспекции и военной инспекции
безопасности дорожного движения.
Для привлечения внимания участников
дорожного движения применяется сигнал, поданный свистком.
Регулировщик может подавать другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.
8.9. Требование об остановке транспортного средства
подается работником милиции:
-
а) жезлом или рукой, указывающей на это транспортное
средство;
-
б) при помощи включенного проблескового маячка синего
и красного или только красного цвета и (или) специального звукового
сигнала;
-
в) при помощи громкоговорящего устройства;
-
г) при помощи специального табло, на котором указывается
требование об остановке транспортного средства.
Водитель должен остановить транспортное средство в месте, на которое ему
будет указано, с соблюдением правил остановки.
8.10. При подаче светофором (кроме реверсивного)
или регулировщиком сигнала, запрещающего движение, водители должны
остановиться перед дорожной разметкой
1.12 (стоп-линия) (см. Дорожная
разметка)
дорожным знаком
5.62 «Место
остановки» (см. Дорожные
знаки)
если их нет - не ближе 10 м до ближайшего рельса перед железнодорожным
переездом, перед светофором, пешеходным переходом, а если и они отсутствуют
и во всех прочих случаях — перед пересекаемой проезжей частью, не создавая
препятствий для движения пешеходов.
8.11. Водителям, которые при включении желтого сигнала или
поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановить транспортное средство в
месте, предусмотренном пунктом 8.10 настоящих Правил, не
прибегая к экстренному торможению, разрешается двигаться дальше при
условии обеспечения безопасности дорожного движения.
8.12. Запрещается самовольно устанавливать, снимать,
повреждать или закрывать дорожные знаки, технические средства организации
дорожного движения (вмешиваться в их работу), размещать плакаты, афиши,
рекламные носители и устанавливать устройства, которые могут быть приняты
за знаки и другие устройства регулирования дорожного движения либо могут
ухудшить их видимость или эффективность, ослепить участников дорожного движения,
отвлечь их внимание и поставить под угрозу безопасность дорожного
движения.